1. Моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства.

2. Не только воинская смелость и готовность бороться несмотря на отсутствие очевидного перевеса сил над врагом, но и одна из основных добродетелей - самообладание, владение разумом низшими движениями души.

3. Преодоление страха смерти.

4. Преодоление страха смерти в тех случаях, когда смерть считается достойной, прекрасной и отношение к ней характеризует нравственные качества индивида.

5. Сила духа, готовность идти на преодоление того, что препятствует достижению высшего блага.

6. Синоним нравственной твёрдости, такой решительности в отстаивании нравственных убеждений, которая не считается с возможными потерями (не только с физическими, но одновременно и даже прежде всего с потерями материальными, социальными, психологическими).

7. Сознательный выбор в ситуации, когда добродетельность поведения может быть оплачена только риском собственной жизни.

8. Способность отваживаться на то, что велит долг.

9. Способность стойко переносить страдания, прежде всего физические.

10. Стойкость в беде и борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага, спокойная смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство.

11. Этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха.

12. Этически достойный способ поведения человека в бою.
Пояснения:
Мужество вторично по отношению к мудрости, но совершенное Мужество имеет благодатный характер.
Мужество имеет самоценное значение и является достаточным мотивом поведения.

Мужество выражается в способности человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение стоящей перед ним цели и в готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование.

Мужество означает готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни. Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом Мужество.
В качестве типичных, общественно закономерных такие ситуации возникают в военных битвах. Мужество как этическая добродетель и война как общественное отношение соотнесены друг с другом.

Хотя Мужество представляет собой середину между страхом и безумной отвагой, тем не менее, оно ближе ко второй крайности и поэтому выступает, как способность стойко переносить страдания, прежде всего физическую боль. Мужество этически санкционирует воинскую деятельность как важную функцию аристократических сословий.

Хотя Мужество - специфически волевое свойство личности и обычно связывается с особенностями психики человека, в истории морального сознания Мужеству всегда придавался определенный социальный смысл.
В классово антагонистическом обществе Мужество чаще всего понимали как достоинство определенного сословия.
В рабовладельческом обществе Мужество трактовалось, как специфическое качество касты воинов (тогда как добродетель мудрости приписывалась правителям и философам, а умеренность - трудящимся).
Такое понимание Мужества сохранялось и в феодальном обществе, где оно трактовалось как добродетель рыцарства.

Мужество рассматривается как качество, необходимое для проявления героизма.

Смелость в бою является не единственной и, возможно, даже не наиболее важной формой Мужества.
Есть также Мужество переносить бедность, Мужество переносить насмешки, Мужество переносить враждебность толпы. Здесь даже самые храбрые солдаты часто оказываются в жалком положении. И главное - есть смелость спокойно и сдержанно думать перед лицом опасности, сдерживая порыв панического страха или ярости. Самое трудное Мужество повседневности, многолетнего труда.

Подлинно нравственный смысл вкладывается в понятие Мужества лишь при применении его для оценки соответствующих действий всякого человека, независимо от его социального положения, и в любой сфере жизни (в труде, в бою, в политике, во взаимоотношениях между людьми - смелость новатора, мужественное признание собственных ошибок, открытая критика невзирая на лица и т.д.).

В настоящее время Мужество чаще употребляется в расширительном содержании, как синоним нравственной твердости. Оно по преимуществу выступает как общечеловеческая позиция и все больше теряет значение мужской добродетели. Такому смещению акцентов в понимании Мужество в значительной степени способствуют современные теории и практические опыты ненасилия, в которых ненасильственная борьба со злом и несправедливостью интерпретируется как более мужественная, чем насильственная.
(Мужество ненасилия во много раз превосходит Мужество насилия).

Истинно мужественный человек противостоит опасностям во имя прекрасной цели и такой способ поведения сам по себе считается добродетельным.
Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху.

Существуют мотивы и типы поведения, которые очень похожи на Мужество, но, тем не менее, в прямом смысле Мужеством не являются: а) гражданское мужество, когда преодоление опасностей войны стимулируется страхом бесчестия или возможного наказания; б) опытность; в) ярость; г) самонадеянность; д) незнание опасности.
Яндекс.Метрика