(от лат. moveo – фактор, приводить в движение, толкать, двигаю; от лат. movere - побуждать, приводить в движение, толкать; от лат. moteo – двигаю; от фр. motiv - побудительная причина, повод к какому-либо действию; англ. motive; нем. Motiv)

1. Внутреннее, субъективно-личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

2. Движущая сила, повод, побудительная причина.

3. Материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

4. Непосредственная причина действия, связанная с удовлетворением какой-либо потребности.

5. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

6. Осознанное побуждение к деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.

7. Осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека.

8. Осознанный предмет потребности, внутреннее побуждение субъекта к тому или иному действию ради удовлетворения возникающей потребности.

9. Побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни субъекта и определяющий направленность его активности.

10. Побудительная причина поведения и действий человека: возникающая под воздействием его потребностей и интересов; представляющая собой образ желаемого человеком блага.

11. Побудительная причина (повод) к какому-либо действию, доводов в пользу чего-либо.

12. Побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется.

13. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

14. Потребность, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.

15. Предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность и поступки, или причина, лежащая в основе выбора действий и поступков и объясняющая их.

16. Предметное содержание потребности, для удовлетворения которой субъект осуществляет активную, направленную деятельность.

17. Предметнонаправленная активность определенной силы.

18. То, что вызывает определенные действия человека, внутренние и внешние движущие силы.

19. То, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.
Пояснения:
Мотив - понятие, описывающее сферу побуждения субъекта к деятельности (различные явления и состояния, вызывающие его активность). В качестве Мотивов могут выступать потребности и ценности, влечения и эмоции, интересы и идеалы, инстинкты, установки и множество других эмоциональных и рациональных личностных и групповых побуждений.

Возникая на основе потребности, Мотив представляет ее более или менее адекватное отражение.
Процесс формирования Мотивов человека характеризуется интеграцией стихийно возникающих побуждений в более крупные мотивационные единицы с тенденцией к образованию целостной мотивационной системы личности.

Источником развития Мотивов является процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. Мотивы развиваются через расширение и обогащение жизненного мира (осваиваемого круга деятельности) субъекта, на протяжении всей его жизни. Характерная для раннего возраста аморфная структура побуждений с отсутствием выраженной иерархии Мотивов постепенно преобразуется в более сложную структуру с централизованной сознательно-волевой системой управления поведением.

Мотив реализуется в цели, хотя в практике нравственной деятельности возможны несовпадения цели и Мотива (стремление к общественной активности, например, может быть мотивировано как желанием бороться с недостатками, так и карьеристскими устремлениями).

Виды Мотивов различают по следующим критериям:
а) значимость для жизни и развития субъекта; выделяют, с одной стороны, биологически важные, фундаментальные Мотивы, соответствующие разовым потребностям, и производные от них, а с другой - самостоятельные Мотивы личностного развития (самоактуализация);
б) социальная адекватность; Мотивы подлежат социальной оценке и могут быть нормативными, желательными, запретными и т.д.;
в) место в иерархии потребностно-мотивационной сферы; Мотивы ведущих (смыслообразующих) видов деятельности, в ходе осуществления которых происходит психическое развитие человека, отличаются от подчиненных им (Мотивов-стимулов) побуждающих воздействий в конкретных ситуациях;
г) источник побуждения к решению определенной задачи; если внешнее требование может оставаться для субъекта только понимаемым, то его внутренний Мотив является реально действующим;
д) отношение к сознанию; Мотив выполняет свои функции даже тогда, когда остается неосознаваемым; осознание Мотива может быть адекватным (Мотив-цель) и неадекватным (мотивировка); Мотивы могут проявляться в сознании в форме эмоциональных переживаний (в т.ч. имеющих личностный смысл), а также желаний, стремлений, склонностей и т.п.
Мотив может быть предметным (достижение предметной цели) или функциональным.

Мотив является определенным обоснованием и оправданием (часто ретроспективным) волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Он не определяет действие, он только проявляется «в и через контуры действия». Мотив выражает тенденцию поддержания и возрастания индивидуального уровня деятельности в различных сферах активности человека.

Предполагается, что деятельность с необходимостью мотивирована, но сам Мотив не всегда достигает осознания, скрываясь в бессознательном. При достижении достаточной степени осознанности Мотив выступает в качестве конструктивного начала человеческого Я.

Мотивы выполняют функцию смыслообразования: придают личностный смысл отражаемой в индивидуальном сознании действительности (действиям и обстоятельствам); придают смысл деятельности (отдельным действиям, целям, условиям их достижения).

Особенности природы и функций Мотива в регуляции поведения субъекта:
побудительная и направляющая функции Мотива,
детерминация поведения человека неосознаваемыми Мотивами,
иерархия Мотивов,
целенаправленность активности,
стремление к равновесию и напряжению, как механизмы динамики Мотивов.

Мотив служит критерием для выделения особенных деятельностей - учебной, трудовой и др.
Конкретные деятельности могут соответствовать не одному Мотиву (например, освоению новых знаний и умений), но сразу нескольким, т.е. быть полимотивированными.

Мотивы играют важную роль в оценке действий и поступков, т.к. от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека. Например, в прямой зависимости от нравственного содержания Мотива определяется мера ответственности (вины) личности за совершенный поступок: она возрастает (отягчается), если негативный по последствиям поступок имел в основании антигуманные или эгоистические побуждения, и смягчается, если таким основанием были Мотивы сочувствия, жалости и т.п.

Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Он проявляется через чувства неудовлетворенности, стремления к власти, ожидания успеха, через комплекс личных самооценок, стремление к социальному общению.
Под влиянием тех или иных Мотивов человек может действовать в состоянии аффекта (повышенной, непредсказуемой возбудимости) или холодного расчета относительно того или иного действия.

Умение создавать и использовать определённые ситуации для воздействия на систему Мотивов личности составляет важный компонент педагогического мастерства.

Мотивы поведения индивидуумов по содержанию, формам и результатам действия существенно отличаются от Мотивов поведения социумов-групп, трудовых коллективов, слоев, классов и т.д. Имея общую природу, индивидуальные и групповые Мотивы различаются тем, что последние образуют сложный комплекс индивидуальных Мотивов. В результате их взаимодействия создается синергетический мотивационный эффект, способствующий как усилению, так и ослаблению групповых действий.
Яндекс.Метрика