Пояснения:
Я возникает из индивидуального опыта (разных источников), на основе взаимодействия становящейся личности с окружающей средой. Изменяя в предметной деятельности окружающий мир и взаимодействуя (общаясь) с другими людьми, субъект отделяет свое Я от не-Я, непосредственно переживая свою идентичность другим объектам. Я формируется и развивается в ходе самовосприятия и самоактуализации личности. Я, достигнув развития, способно меняться на протяжении всей жизни, особенно под воздействием угрозы, болезни и изменений условий существования.
Человеческая личность осознает себя как Я и находится в этом качестве в контакте с окружающим миром, с другими людьми при помощи своего самосознания. Реагируя на собственное окружение, человек оценивает, запоминает, осмысливает его от имени Я. Дикари и дети отождествляют «Я» со своим телом.
Я содержит преимущественно осознанные побуждения, но включает в себя и бессознательные механизмы защиты, и инстинкты самосохранения. Я включает три измерения: Я наличное, Я желаемое, Я представляемое.
Я - источник индивидуальной внутренней активности. Когда человек действует, его Я - источник действий; когда чувствует и переживает - источник чувств и переживаний; когда пытается себя понять, Я это то, с чем себя отождествляет человек, а также тот, кто себя с чем-то отождествляет.
Различают Я индивидуальное (биологическое, физическое, физиологическое, психологическое) и социальное («социальную идентичность»), Я внутреннее и внешнее, Я прошлое и будущее, Я высшие и низшие, Я идеальной и реальное. В связи с этим Я правильнее рассматривать как нечто множественное, стремящееся как к разнообразию, так и целостности.
Функции Я многочисленны, и лишь немногие индивиды научаются использовать их в полной мере. Некоторые индивиды очень плохо функционируют в одних областях, но имеют явный успех в других (амбициозные, энергичные, успешные исполнители, не переносящие родительских требований; образованные и прекрасные ученые, до смешного неприспособленные в обыденной жизни). Существуют люди, у которых заметные успехи достигаются благодаря нарушениям в сфере Я (фанатичные параноики, способные зажечь миллионы людей своими бредовыми убеждениями).
Адаптация к реальности, будучи одной из важнейших функций Я, может принимать самые необычные формы.
Одна из основных функций Я заключаются в обеспечении связи психики с внешним миром и выработке представлений человека о самом себе. Оценка Я должна производиться не в целом, а с точки зрения его специфических функций. Я оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро человеческой личности. Правильная нравственная и правовая оценка своего Я лежит в основе чувства долга; неправильная - строится на эгоизме и эгоцентризме.
«Я», как ядро личности, ориентировано на настоящее - на гражданина определенной страны, члена этнополитической общности, имеющего экономический статус и входящего в определенную профессиональную группу.
Ориентация
«Я» на будущее состоит в том, что человек имеет представление в светской или религиозной форме о желаемом будущем. В этом аспекте реализуется приверженность человека к какой-либо идеологии.
Ориентация на прошлое является одной из форм этнической (культурной) идентичности. Индивиды, разделяющие ту или иную этническую идентичность, могут образовывать общности (группы) с совершенно различными количественными параметрами, но в качественном отношении выполняющими функцию носителя культурного разнообразия в той или иной социальной общности (традиционной или современной).
Я может быть сильным или слабым.
Человек, обладающий сильным Я, зрело оценивает окружающую реальность, он способен выбрать продуманное решение и противостоять внешнему давлению; он объективен в своих оценках окружающего мира и себя (инсайт); его деятельность организована на протяжении более долгого времени, так что возможны планирование и распорядок; он способен выполнить принятые решения и, не колеблясь, выбирать из имеющихся альтернатив; он не подчиняется слепо своим устремлениям и может направлять их в общественно полезное русло; он способен противостоять непосредственному давлению со стороны физического и социального окружения, обдумывая и выбирая собственный курс.
Человек со слабым Я больше похож на ребёнка. Его поведение неожиданно, непостигаемо, непредсказуемо, импульсивно и определяется моментом; восприятие действительности и себя искажено; он достигает меньшего успеха в продуктивной работе, поскольку его энергия тратится на защиту искажённых и нереалистических представлений о себе; он может страдать от невротических симптомов.
Как индивидуальное начало, Я противопоставляется Мы. Важнее не противопоставлять Я и Мы, а развивать в себе и то, и другое.
Я не может существовать без общества, находится там, где обитает знание, но знание об окружающем его обществе. Как определённая структурная единица социальной системы основывается на культурных представлениях о социальных статусах.
Я имеет большое педагогическое значение. Появление Я в раннем детстве требует от воспитателей умения подкрепить его становление и одновременно не допустить его неадекватности (завышенной или заниженной модальности).