Кризис психологический развития
Кризис психологический возрастной, Кризис возрастной, Кризис возрастного развития
(англ. age crises; нем. Lebensalterkrisen)

1. Кризис, возникающий при переходе от одной возрастной ступени к другой и связан с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания.

2. Переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу.

3. Переходный этап от одного возрастного периода к другому.

4. Условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому.
Пояснения:
Психическое развитие ребёнка осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в Кризисе психологическом развития.
По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды жизни, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.

Кризисы психологические развития обусловлены разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Происходит коренная смена всей социальной ситуации развития ребёнка, возникает новый тип отношений со взрослыми. Такие кризисы - закономерные и необходимые этапы развития ребёнка, обусловленные логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия. Понятие «кризис» в данном контексте не несёт негативной окраски. Другие видят в таком кризисе девиантное, злокачественное проявление.

Кризисы психологические развития сопровождаются негативными явлениями:
- депрессивными состояниями;
- выраженной неудовлетворенностью собой;
- трудноразрешимыми проблемами внутреннего и внешнего характера.

Источник этих явлений - противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребёнка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приёмами педагогического воздействия, трудности адаптации к новым возрастным ролям.
Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания и нарушения взаимопонимания со взрослыми, что сопровождается резкими изменениями (обострениями отрицательных черт) поведения человека, например, в виде непослушания, упрямства, негативизма.

Форма, длительность и острота Кризиса психологического развития может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, педагогической системы в целом.

Негативные проявления Кризисов психологических развития не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учёт происходящих с ребёнком перемен могут значительно смягчить их протекание.

Значительно менее изучены кризисы зрелых периодов жизни и старости. Такие поворотные пункты возникают значительно реже: перестройки смысловых структур сознания и переориентация на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности, происходят более скрыто.
Яндекс.Метрика