(от позднелат. concurrentia, от лат. concurrere - сталкиваться, бежать вместе, соперничество, от concurre, concurro - сбегаюсь, сталкиваюсь; англ. competition; нем. Konkurrenz)

1. Антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей за получение возможно большей прибыли.

2. Борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, характерная для товарного производства, основанного на частной собственности на средства производства.

3. Борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (к примеру, деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности).

4. Деятельность, в которой человек (группа) соперничает с одним или большим числом других людей (групп) в достижении цели, особенно когда искомые результаты дефицитны и не все могут ими воспользоваться.

5. Закон товарного производства, отражающий механизм соперничества товаропроизводителей, обусловленный противоречивостью их интересов в области производственно-сбытовой и торговой деятельности.

6. Критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

7. Нормативно регулируемый социальный процесс, в ходе которого индивиды или группы стремятся к одной и той же цели, достижение которой одними исключает других, в отличие от кооперации и сотрудничества.

8. Объективный закон, влияющий через отношения субъектов собственности на взаимодействие законов разделения и перемены труда.

9. Одна из основных форм организации социального и межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов другими индивидами или группами.

10. Отношения между продавцами или между покупателями в рыночной среде, двигатель технологического прогресса и новаторства, стихийный механизм, стимулирующий динамическое равновесие.

11. Поведенческая категория, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно.

12. Попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

13. Свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров; при капитализме - борьба между капиталистами за получение наивысшей прибыли.

14. Соперничество; борьба за достижение больших выгод, преимуществ.

15. Соперничество, борьба индивидов или социальных групп за обладание ограниченными благами.

16. Соперничество внутри отраслей, отдельных фирм или отдельных производителей за более выгодные условия хозяйствования, получение максимальной прибыли.

17. Соперничество в чем-либо, борьба за достижение лучших результатов.

18. Соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства или группами предпринимателей за наиболее выгодные и прибыльные сферы приложения промышленного, торгового банковского капиталов и источники сырьевых ресурсов, за наиболее выгодные условия производства, реализации и покупки товаров.
19. Соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели каждый для себя лично, в частности, между предпринимателями - за большую долю прибыли, рынки сбыта, источники сырья.

20. Соперничество предприятий и организаций, работающих на одном рынке и обслуживающих один сегмент целевой аудитории.

21. Соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере.

22. Соперничество экономических субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

23. Соревнование, соперничество на каком-нибудь поприще.

24. Состязание, борьба на рынке различных участников капиталистического производства или торговли.

25. Состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.

26. Состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья.

27. Состязательная деятельность хозяйствующих субъектов по извлечению прибыли, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность друг друга односторонне повлиять на общие условия обращения товаров (производства работ и оказания услуг) на соответствующем рынке.

28. Состязательность хозяйствующих субъектов, при которой ограничена возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

29. Состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.

30. Состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю.

31. Состязательность хозяйствующих субъектов - производителей товаров, за сбыт этих товаров на данном рынке.

32. Степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

33. Существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов (политика, экономика, наука, спорт и др.).

34. Цивилизованная, легализованная форма борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

35. Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы, коммуникаций субъектов рыночной системы в процессе создания, сбыта и потребления материальных и духовных благ.

36. Экономическое соперничество, состязательность между юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели; между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

37. Элемент (регулятор) рыночных отношений - позволяет уравновесить спрос и предложение, стимулятор ускорения НТП и эффективности общественного производства.

38. Элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного хозяйства в процессе производства, купли и продажи товаров, а также в сфере приложения капитала.
Пояснения:
Конкуренция порождется частнокапиталистической собственностью на средства производства, когда между производителями не существует иной экономической связи, кроме рынка. Конкуренция бывает прямой или косвенной и может нормативно или социально регулироваться или не регулироваться.
В зависимости от степени совершенства Конкуренции выделяют различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов.

Конкуренция отличается сильной персональной вовлеченностью в борьбу, активизацией субъекта действия, частичной деперсонализацией представлений о противнике. Тем не менее, Конкуренция генетически связана с кооперацией, поскольку конкурентное взаимодействие требует установления определенных правил и регулирующих санкций, без которых она вырождается в открытую войну.

Конкуренция обеспечивает:
суверенитет потребителей, т.е. их предпочтения в том, какие товары и в каких объемах они хотели бы покупать;
адаптацию производителей к изменяющимся запросам потребителей и новым методам производства;
связь стремления предприятий к получению максимальной прибыли с научно-техническим прогрессом;
создание условий, когда распределение дохода от производственных факторов осуществляется в зависимости от их эффективности;
свободу выбора производственной деятельности.
В системе рыночных отношений, когда деятельность и возможности выбора участников рынка ограничены, Конкуренция предполагает, с одной стороны, создание альтернатив для любой деятельности, а с другой - возможности самореализации субъектов рыночных отношений в рамках этих альтернатив.

Конкуренция является антагонистической формой развития производительных сил. Каждый товаропроизводитель, капиталист или отдельная монополия, стремясь снизить издержки производства, чтобы выжить в борьбе всех против всех и уничтожить соперника, вынуждены независимо от своей воли использовать современную машинную технику, прогрессивную технологию, развивать новые отрасли и виды производства.
Ближайшая цель конкурентной борьбы сводится к выживанию, а отдаленная - к получению максимально возможной нормы и массы прибыли.

Конкуренция направлена на укрепление собственных возможностей и ограничение возможностей соперника, на его подавление. В этих целях любая хозяйственная единица старается как можно полнее и лучше удовлетворять запросы потребителей, улучшать качество своей продукции, снижать цены, оберегать свои секреты, ноу-хау и технологии, выведывая различными способами секреты других, противостоящих субъектов хозяйственной деятельности.
Если есть такая возможность, конкурента лишают необходимых кредитов, доступа к сырью, материалам, энергетическим ресурсам, подавляют с помощью нарушения принятых норм и правил Конкуренции, путем сокрытия или разглашения информации, распространения ложных сведений, путем тайных сговоров и т.п.
Нередки случаи применения к сопернику криминальных методов. В зависимости от степени некорректности такие методы борьбы характеризуют как недобросовестную либо как хищническую Конкуренцию.

В процессе конкурентной борьбы происходит распределение и перераспределение денежного и производственного капиталов, сырья и других материальных средств. В результате разоряются неконкурентоспособные (обычно мелкие и средние) предприниматели и компании, и обогащаются другие (экономически более сильные), углубляется дифференциация товаропроизводителей, что неизбежно приводит к развитию капиталистических производственных отношений.

Конкуренция является мощным фактором концентрации производства, которая на определённой ступени приводит к возникновению монополий. Но антагонизм интересов различных монополистических групп сохраняется. И чем интенсивнее развивается монополистический капитализм, тем сильнее обостряется Конкуренция, характер её зависит от степени монополизации капиталистического хозяйства.

При нормальном уровне Конкуренции ни один из производителей не имеет возможности быть монополистом, ограничивать Конкуренцию и конкурентоспособность других производителей.
Антимонопольное законодательство многих стран, в том числе и РФ, направлено на недопущение Конкуренции недобросовестной, на запрещение каких-либо соглашений, направленных на существенное ограничение Конкуренции.
Яндекс.Метрика