Пояснения:
Люди не всегда следуют социальным нормам только из-за того, что принимают ценности, лежащие в основе этих норм. Некоторые следуют им из соображений целесообразности или из-за страха перед негативными санкциями или из нежелания остаться в изоляции. Конформность является необходимым элементом социализации личности, индивида (приобретения им качеств, без которых невозможна его жизнедеятельность в обществе) и предпосылкой нормального функционирования любой социальной системы.
Группы имеют нормы, которые члены группы соблюдают ради сохранения ее целостности. Индивидуум чувствует ожидания и склонен им соответствовать.
Степень конформности зависит от определенных переменных: ощущение группового престижа, степень неопределенности в принимаемых решениях и размер группы.
Различают два типа конформности: (а) интериоризация - мнение группы принимается и становится внутренним для ее членов (тождественным); (б) подчинение - согласие во внешнем проявлении, но при внутреннем расхождении.
Конформность служит специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны.
Способы (психологические механизмы) отбора и усвоения индивидом социальной информации и мера его отношения к групповому давлению зависят от целой совокупности факторов: индивидуально-личностных (степень внушаемости индивида, устойчивость его самооценок и уровень самоуважения, тревожность, уровень интеллекта, потребность в одобрении окружающих и т.д.; у детей конформные реакции выше, чем у взрослых, а у женщин - выше, чем у мужчин), микросоциальных - групповых (положение индивида в группе, её значимость для него, степень сплочённости и структура группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней индивида, мера его компетентности, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т.п.), общесоциальных и общекультурных (условия, существующие в обществе для развития самостоятельности, ответственности личности; насколько вообще в данном обществе ценится личная самостоятельность, независимость суждений и т.д.). Поэтому, хотя высокая Конформность ассоциируется с определённым типом личности, её нельзя считать самостоятельной личностной чертой.
Конформность в большей или меньшей степени присущая каждому человеку.
В первые годы своей жизни ребёнок неизбежно проявляет Конформность, усваивая от старших правила поведения, оценки тех или иных событий. Психологической основой Конформности является высокая внушаемость ребёнка, непроизвольное подражание, "заражение".