(от греч. ethos - привычка, нрав, обычай, характер, нравственный характер, образ мысли; лат. ethica; греч. ethika; англ. ethics; нем. Ethik)

1. Действия человека, предпринимаемые им по отношению к самому себе для того, чтобы исправить что-то в своём поведении или справиться с ситуацией, в которую он вовлечён и которая противоречит идеалам и высшим интересам его группы.

2. Здравомыслие.

3. Здравый смысл и намерение, направленные на оптимальное выживание.

4. Изучение обшей природы моральных норм и определенных моральных выборов, которые делаются личностью в её взаимоотношениях с другими.

5. Исследование первопричин морали.

6. Кодекс взаимного соглашения людей о том, что они будут вести себя таким образом, чтобы достичь оптимального решения своих проблем.

7. Моральный кодекс человека или общества.

8. Наука о должном поведении человека и о том, каковы должны, быть его мотивы, если даже на самом деле он им не следует.

9. Наука (учение) о должном.

10. Научная и учебная дисциплина, имеющая непосредственное отношение к философии.

11. Область философских исследований, где определяют, что является добром в его отличии от зла, какие поступки человека нравственно оправданы и каковы исходные принципы, позволяющие сформулировать критерии этических оценок.

12. Обоснование той или иной конкретной моральной системы, фундированное конкретной интерпретацией универсалий культуры, относящихся к субъектному ряду: добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни и т.д.

13. (Практическая, философская, нормативная) наука о морали (нравственности).

14. Проблемная сфера философии (философская дисциплина), объектом изучения которой является мораль, нравственность.

15. Раздел философии, определяющий, как необходимо действовать, чтобы быть нравственным.

16. Рациональность, направленная к высшему уровню выживания индивидуума, будущей расы, группы и человечества.

17. Рефлексия над моральными основаниями человеческого существования (понимая под рефлексией обращённость сознания на самого себя).

18. Синоним понятий мораль и нравственность.

19. Система научных знаний, доказуемых, обоснованных, объективных и всеобщих, о морали и нравственности.

20. Система норм нравственного поведения индивида, предписываемых его общественным или профессиональным статусом, а также какого-либо класса, социальной или профессиональной группы в целом.

21. Система норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы.

22. Сознание сознания жизни.

23. Теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни.

24. Теория нравственного сознания, и само нравственное сознание в теоретической форме.

25. То, как человек представляет себе оптимальное выживание.

26. То, что человек сам налагает на себя (вводится самостоятельно), через личную уверенность в собственной чести и в здравом рассудке, (оптимальное решение).

27. Учение о морали, её сущности, структуре, функциях, законах, её историческом развитии и роли в общественной жизни.

28. Учение (философская дисциплина) о нравственности, морали.

29. Философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль и различные системы ее обоснования, основания этих систем и логическая структура понятий, описывающих моральные феномены и ситуации.

30. Философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности.
Пояснения:
Этика относится к философии, а в рамках философии она составляет её нормативно-практическую часть.
Основу её предмета составляет учение о природе морали как особого социального явления и форме общественного сознания, о роли морали в жизни общества, о законах развития нравственных представлений, отражающих материальные условия жизни людей, о классовом характере морали.

Центральная проблема Этики как науки - проблема добра и зла. К проблемам Этики относятся также:
- проблема соотношения блага и должного (решения которой варьируются в диапазоне от трактовки долга как служения благу - до понимания блага как соответствия должному);
- проблема соотношения мотивации нравственного поступка и его последствий (если этика консеквенциальная полагает анализ мотивов исчерпывающим для оценки нравственного поступка, то альтернативная позиция сосредоточивает внимание на оценке его объективных последствий, возлагая ответственность за них на субъекта поступка);
- проблема целесообразности морали (решения которой варьируются от артикуляции нравственного поступка в качестве целерационального до признания его сугубо ценностно-рациональным) и т.п.

Целью Этики являются не знания, а поступки, она имеет дело не с небесной идеей блага, а с осуществимым благом.
Задачи Этики не только в том, чтобы описывать и объяснять мораль, но, прежде всего в том, чтобы научить морали - предложить идеальную модель межчеловеческих отношений, в которой снято отчуждение между индивидом и родом, а счастье совпадает с добром. Её основная задача - ответить на вопрос, в чем заключается смысл жизни.

Этика исследует:
- происхождение моральных категорий, норм, принципов, законов;
- различные конкретно-исторические системы моральных (нравственных) ценностей и их связь с общечеловеческими ценностями;
- роль морали в обществе и в жизни человека;
- социальный механизм морали и её сторон - природу нравственной деятельности моральных отношений и морального сознания.
При этом, Этика рассматривает моральные качества (духовный мир) безотносительно к психическим механизмам, как общие характеристики поведения множества самых различных людей и в зависимости от того, соответствуют или не соответствуют они нравственным требованиям (законам), дает им положительную или отрицательную оценку.

Этика обобщает и систематизирует нравственные принципы, осмысляет их содержание. Во всей предшествующей истории человечества моральные представления людей формировались стихийно и выступали перед ними как неизвестно кем сформулированные законы, происхождение которых теоретики пытались объяснить лишь задним числом (приписывали их авторство богу или выводили из естественной «природы человека»).

Существенным своеобразием Этики является её нормативность. Она не только отражает свой предмет, но в определенной мере также формирует его. Этика имеет дело с практикой в той мере, в какой эта последняя является пространством человеческой свободы. Нормативность Этики нельзя путать с моралистикой, подобно тому, как научные знания нельзя путать с их зубрежкой.

Результаты исследований Этики формулируются в форме учений о назначении и смысле жизни человека, идей о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения.
Этика настаивает на объективном характере своих принципов и норм, на недостаточности просто «жить как все» или же «быть в согласии с самим собой» в нравственных вопросах и руководствоваться только личным вкусом, разумением и интуицией.
Этика способствует пробуждению оценивающего сознания. Она учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки, помогает людям сознательно и целенаправленно вырабатывать те моральные представления, которые отвечают их историческим потребностям.
Этика определяет, на что, в конечном счёте, направлена человеческая деятельность и в чём состоит её совершенство (добродетельность, добротность). Она должна формировать волю к добру без обещаний награды за доброту поступков и действий в земной жизни и за её пределами.

В зависимости от содержания и обоснования Этика является гетерономной (имеет внешний, чуждый закон: нравственный закон дается Богом) или автономной (имеет собственный, внутренний закон: человек создает себе нравственный закон), формальной (выставляющей некий всеобщий принцип нравственного поведения) или материальной (устанавливающей нравственные ценности), абсолютной (если она рассматривает значимость этических ценностей независимо от их признания) или относительной (если она утверждает ценности как функцию соответствующей целенаправленной деятельности человека).

В современной философии преобладают три основных типа этических систем: Этика ценностей, Этика социальная и Этика христианская. Этика, основанная только на позитивных заповедях, представляет собой в лучшем случае моральную теологию, но не философскую Этику.

В зависимости от понимания сущности морали, способов её истолкования и описания различают автономную и гетерономную Этику, альтруистическую и эгоистическую, аскетическую и гедонистическую (Этика удовольствия), ригористическую и эвдемонистскую (Этика счастья), религиозную и светскую.

Всякая этическая система включает в себя более или менее детализированную нормативную программу достойного поведения, задающую перспективу синтеза добродетели и счастья. В зависимости от цели, воли и поведения можно выделить следующие разновидности Этики: Этика аналитическая, Этика внутренней стойкости, Этика героизма, Этика диалога, Этика любви, Этика опрощения (кинизм), Этика перфекционистская, Этика прагматизма, Этика разумного эгоизма, Этика сентиментализма, Этика созерцания, Этика сострадания, Этика скептицизма, Этика феноменологическая, Этика экзистенциализма, Этика эмотивная как выражение презумпций позитивизма и др.

Этика состоит из действий, которые человек предпринимает сам (в отношении самого себя). Этика - личное дело человека. Если человек этичен, то есть придерживается этических норм (соблюдает свою Этику), это происходит вследствие его собственного решения, и он делает это сам. При этом Этика предполагает, что человек имеет возможность выбора, т.е. свободу.

Согласно Этике, человек поступает этически правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая для своего осуществления требует наибольшей нравственной силы (например, самоотверженность). Требуемая сила свидетельствует о том, что данная ценность (для данного индивида) приобретает большее значение, чем другие ценности, из которых он может выбирать.

Противоречие между претензиями Этики на роль практической философии и практической невозможностью реализации выдвигаемых ею идеалов в полной мере выявилось в новое время. Этика оказалась перед необходимостью выбора между возвышенными, но лишенными жизненных соков моральными идеалами и реальной, но лишенной моральных достоинств жизнью. Со 2-й половины 19 в. этическая мысль совершает решительный поворот в сторону антинормативизма, подвергнув критике существующую мораль как отчужденную от индивидов и враждебную им форму сознания.

Все уровни системной организации Этики как теоретической дисциплины построены на принципе бинаризма: парные категории (добро/зло, должное/сущее, добродетель/порок и т.д.), альтернативные моральные принципы (аскетизм/гедонизм, эгоизм/коллективизм, альтруизм/утилитаризм и т.д.), противоположные оценки и т.п. - вплоть до необходимой для конституирования Этики презумпции возможности бинарной оппозиции добра и зла.
Культурная ситуация постмодерна характеризуется программным отказом от самой идеи бинарных оппозиций, в силу чего в ментальном пространстве постмодерна в принципе немыслимы дуализм или дихотомия, даже в примитивной форме добра и зла.

Этика традиционная интерпретирует регуляцию человеческого поведения как должную быть организованной по сугубо дедуктивному принципу. Этика постмодернизма ориентируется на радикально альтернативные стратегии. Она предлагает модель самоорганизации человеческой субъективности как автохтонного процесса - вне навязываемых ей извне регламентации и ограничений со стороны тех или иных моральных кодексов. Речь идет об образовании себя через разного рода техники жизни, а не о подавлении при помощи запрета и закона. Возникает вопрос, какие коды (нравы, социальные соглашения) должны быть разрушены, чтобы, пусть на время и с ясным осознанием того, что сюда привлекается, дать простор свободной игре отрицательности.

Наивысшим уровнем Этики будут идеи, дающие долговременное выживание с наименьшим разрушением.
Яндекс.Метрика