(от франц. élite - лучшее[ший], отборное[ный], избранное; от лат. eligo - выбираю; англ. elite; нем. Elite)

1. Верхний слой господствующего класса или отдельных его групп.

2. Высшая прослойка в социальной иерархии.

3. Высшие привилегированные слои общества, обладающие господствующими позициями и властными полномочиями или добившиеся наивысших функциональных достижений в сфере своей деятельности (наука, производство, культура и т.д.).

4. Высшие, привилегированные слои общества, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры, который является необходимой составной частью любой социальной структуры.

5. Высшие слои в системе социальной иерархии.

6. Высшие социальные группы в системе социальной иерархии, осуществляющие функции управления, формирующие и демонстрирующие эталоны поведения в данном обществе.

7. Высший, (привилегированный) слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющий (важные) функции управления, развития науки и культуры.

8. Группа лиц, принимающая важнейшие политические решения, отличающаяся особыми социальными, политическими, психологическими качествами, престижем и привилегированным положением.

9. Группа лиц, сосредоточившая в своих руках высшие, наиболее ценные для общества функции.

10. Группа наиболее выдающихся (по своему характеру, знаниям, образованию, творческим способностям и т.д.) людей данного общества.

11. Группа, слой людей, отличающихся от основной массы определенными особенностями, занимающих в иерархической социальной структуре общества ведущее, чаще всего привилегированное положение и оказывающих серьезное влияние на государственную власть или осуществляющая её.

12. Избранная часть, верхушка общества, стоящая выше остальных людей.

13. Избранное общество.

14. Избранный, изысканный круг людей (слой общества).

15. Индивидуумы, обладающие более высокими интеллектом, талантом, способностями, компетентностью, а так же более высокой моралью и нравственностью по сравнению со средними показателями конкретного социума.

16. Индивидуумы, обладающие реальной властью и влиянием, без жёсткой привязки к их интеллекту и морально-этическим качествам.

17. Личности, обладающие харизмой.

18. Лица, получившие высшие показатели в своей деятельности, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности.

19. Лица, принадлежащие к так называемому высшему классу.

20. Лучшая, отборная часть чего-либо.

21. Лучшие или наиболее талантливые члены общества (например, наиболее образованные).

22. Лучшие представители общества или какой-либо его части (Элита рабочего класса, Элита культурная и т.п.).

23. Люди, достигшие наивысших показателей в своей деятельности, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности.

24. Люди, обладающие формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную жизнь.

25. Люди, получившие наивысшие оценки в области их деятельности.

26. Люди, пользующиеся в обществе наибольшим статусом.

27. Меньшинство, обладающее монополией на власть, на принятие решений (относительно содержания и распределения основных ценностей в обществе).

28. (Наиболее активные в политическом отношении) люди, ориентированные на власть, осуществляющие наиболее важные функции в обществе.

29. Наиболее видные представители какой-либо части, слоя общества, группировки и т.п. (например, Элита финансовая, Элита творческая).

30. Носитель самосознания общества, составляющий элемент массового сознания и одновременно противоположный ему.

31. Правящая группа общества.

32. Представители привилегированных социальных групп.

33. Самое лучшее, избранное, отборное.

34.
Самоназвание той части социума, которая обладает реальной властью и влиянием.

35. Система, состоящая из конкретных личностей - людей-творцов, призванных ценностно атрибутировать, адаптировать этнос, придавая ему специфичный культурно-этнической образ.

36. Творческое меньшинство, занимающее ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества.

38. Часть общества, считающая себя лучшей на том основании, что всё лучшее в обществе принадлежит ей.

39. Цвет общества.

Наиболее распространенные признаки, входящие в определения Элиты:
1) Элита - необходимый элемент социальной структуры общества (любого социума). Часто она противопоставляется массам, «внеэлитным группам». При этом отношению «Элита – массы» часто придается фундаментальное, даже системообразующее значение.
2) Основная функция Элиты заключается в управлении обществом (понимаемом достаточно широко).
3) Члены Элиты должны обладать высокой интенсивностью социальных и психологических качеств, что может определяться происхождением и/или обучением.
4) Среди качеств, присущих Элите, в современном обществе наибольшее значение имеют властные возможности, богатство, знания, профессиональные умения, социальное положение (статус, престиж).
5) Члены Элиты обычно обладают яркой индивидуальностью и являются самостоятельными персонифицированными субъектами социального действия.
6) Элита (или элиты) представляет собой референтную группу, как для индивидуальных представителей Элиты, так и для внеэлитных групп («масс» или каких-то отдельных слоев и групп общества, не принадлежащих к Элите).
7) Представители (члены) Элиты занимают высшие уровни социальной иерархий, причем эти иерархии могут быть образованы по различным признакам (власть, богатство, интеллект и др.).
8) Представители Элиты обычно признаются в современном обществе высшей или лучшей частью той или иной социальной группы, класса.
9) Состав каждой группы Элиты с точки зрения качеств, входящих в неё индивидов неоднороден, последние могут быть ранжированы по «элитности» (значимости, интенсивности обладания определенными качествами). Высшее положение занимают лидеры (политические, экономические, научные и т.п.).
10) В современном обществе сфера социальной деятельности, а не происхождение индивида часто имеет решающее значение при определении его места в Элите (или при отнесении к Элите).
11) Положение члена Элиты в иерархии Элиты (группы Элиты) определяется как его статусом в соответствующей группе Элиты, так и его связями, отношениями с той внеэлитной социальной группой, которую он представляет, чьи интересы отражает, или из «рядов» которой «вышел».
12) В современном обществе возможны не только «вертикальный путь» в Элиту (восхождение из внеэлитных групп в Элиту), но и перемещения из одной группы Элиты в другую (из Элиты научной в Элиту политическую и т.п.). Мобильность, обновление групп Элиты и смешение различных групп Элиты также характерная черта современного общества.

Обобщение приведенных выше признаков Элиты позволяет привести следующее её определение:
«Элита общества - это социальный слой, обладающий таким положением в обществе и такими качествами, которые позволяют ему управлять обществом, либо оказывать существенное воздействие на процесс  управления им, влиять (позитивно или негативно) на ценностные ориентации и поведенческие стереотипы в обществе и, в конечном счете, более активно и эффективно, чем все другие слои, участвовать в формировании тенденций развития общества, возникновении и разрешении социальных конфликтов, одновременно обладая гораздо большим, чем другие группы, суверенитетом в формировании собственного положения, в выборе своей групповой ориентации по основным общественным проблемам».
Пояснения:
Причиной возникновения Элит считают природную одаренность составляющих их людей.

Базисная дихотомия «Элиты – массы» является ведущим методологическим принципом в анализе социокультурной иерархии. Согласно теории элит, деление на Элиты и массы является неотъемлемой чертой любого сложного современного общества, а устремления радикальных демократов к управлению, осуществляемому народом в целом, ошибочны.

Элита необходима для развития общества. Благосостояние, прогресс, а подчас и само существование общества зависят от того, удастся ли создать в этом обществе полноценную Элиту. Общество, лишенное Элиты, обречено на застой и скорую гибель.
Элита осуществляет функции управления социумом, а также выработки новых моделей (стереотипов) поведения, позволяющих социуму приспосабливаться к изменяющемуся окружению. Она поддерживает «традиционные ценности» - престиж религии, образования, семьи.

Все смены режимов даже под самыми революционными и демократическими флагами приходят к созданию новых социальных вертикалей, к формированию новых Элит, прежде всего политических, а затем и встраивающихся в них Элит культурных. Изменились исторические формы Элит (например, появилась такая специфическая форма, как номенклатура), обозначились новые критерии в определении качества Элит (как и качества массы), но сами Элиты не исчезли.

Различают формальную и неформальную Элиты. Власть и влияние формальной Элиты базируются на её положении в соответствующих иерархических структурах, например государственных. Представители неформальной Элиты могут и не входить в официальные иерархии, но, тем не менее, оказывать значительное влияние на мировоззрение и поведение значительной части социума.

Кроме того Элиты различают по сфере деятельности на административную, военную, идеологическую, интеллектуальную, культурную, научную, политическую, религиозную, социально-психологическую, творческую, технологическую, финансовую, экономическую и др., а также по уровням в соответствующей сфере деятельности.

Различаются Элиты и по степени их интегрированности в сплоченные группы, по характеру формирования - на Элиту номенклатурную и ситуативную, а по направленности - от антидемократических до либеральных.

Следует также различать действующие Элиты и так называемые контрэлиты, то есть потенциальные Элиты, ставящие своей целью осуществление смены (или ротации) действующих Элит и предлагающие себя в этом качестве. В целях подтверждения собственных претензий контрэлиты предлагают социуму либо новые схемы управления, либо новые модели (стереотипы) поведения.

Считается, что множество Элит, уравновешивающих друг друга, предотвращают возникновение и установление тоталитаризма.

Отношения между различными специализированными группами Элиты порождают важнейшие проблемы общества. Например, Элита правящая может частично слиться с Элитой духовной, вступая с ней в диалог, но может вступать с ней в конфликт, организовывать её истребление. В этом случае Элита правящая лишает себя разума, веры, красоты, а Элита духовная - силы. Различие логик обеих Элит постоянно стимулирует между ними конфликт, который, однако, периодически сменяется стремлением Элиты правящей прибегнуть к источникам творческой энергии Элиты духовной для решения своих проблем.

Элиты, постоянно балансируя на сменяющих друг друга разнонаправленных волнах инверсии, переходит от опасности отпадения от народа, разрыва с ним в ценностях и целях, к опасности партиципации, т.е. слияния с народом. Первое грозит превратить Элиту в глазах народа в носителя мирового зла, второе, при низком уровне государственного сознания и иллюзорной вере в способность спонтанного творчества народа решить все проблемы (основное заблуждение интеллигенции), грозит возрастающим ростом дезинтеграции. Обе опасности чреваты массовым дискомфортным состоянием, социальной катастрофой.

Важными задачами любого социума являются достижение высокого качества имеющейся у него Элиты, а также обеспечение постоянного воспроизводства качественной Элиты.
Качество Элиты оценивается по соотношению имеющихся у Элиты преференций со сложностью и степенью выполнения Элитой своих функций, для чего, собственно, эти преференции ей и предоставляются.
На практике Элиты часто проявляют склонность к деградации, то есть к неоправданному увеличению собственных преференций, при одновременном уклонении от каких-либо обязанностей перед социумом.
При этом они прилагают немалые усилия, стараясь не допустить представителей «простого народа» к своей кормушке.

Важнейшими являются проблемы формирования, отбора, смены и вознаграждения Элиты.
Яндекс.Метрика