1. Группа лиц, осуществляющая власть в обществе или организации.

2. Особый тип социальной элиты, особая группа лиц, сосредоточившая в своих руках высшую власть, высшие функции управления, направленные на интеграцию общества.
Пояснения:
Элита, как вершина пирамиды общества - прямо или косвенно принимает участие в управлении обществом (Элита правящая).

Элита правящая составляет совместно с народом дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности. В этом значении слова элита противоположна народу.

Элиты правящие различаются по степени открытости /закрытости, т.е. по возможности их пополнения за счёт неэлиты (застой в СССР характеризовался фактически полной закрытостью элитных групп).

Элита правящая - носитель формы самосознания общества, необходимого для решения медиационной задачи.

В условиях раскола, в постоянно меняющейся, крайне неустойчивой ситуации при постоянной опасности инверсии, переходов от одного этапа к другому, от одного предкатастрофического состояния к противоположному Элита правящая, в отличие от духовной элиты, вынуждена решать, прежде всего, оперативные повседневные проблемы.
Элита правящая, постоянно находясь между инверсиями, не в состоянии действовать по разработанному на длительный срок плану. Она постоянно следует хромающим решениям, от одной крайности к другой.

Элита правящая, балансируя на инверсионных волнах, постоянно находится между двумя опасностями.

Первая - в отпадении от народа, т.е. возможности существенно разойтись с ним в ценностях и целях, например, став в его глазах воплощением мирового зла. Этот процесс может привести к потере способности Элиты правящей решать медиационную задачу.
В действительности слияние народа и власти - лишь миг, который проходит, и власть может оказаться совершенно беспомощной, пытаясь подвигнуть народ на решение бесконечных задач.

Вторая опасность, которая грозит привести к тем же последствиям, заключается в партиципации, т.е. в стремлении власти слиться с народом, проникнуться почвенными, догосударственными иллюзиями, верой, в способность народа после ликвидации бюрократии навести полный порядок, достичь изобилия и т.д.
Это стремление стимулируется основным заблуждением интеллигенции. За это проникновение в Элиту правящую ценностей массового сознания она расплачивается ослаблением связи с духовной элитой, полным разрывом с ней, снижением уровня принятия решений, инфантильностью (Соборно-либеральный идеал).

Между Элитой правящей и народом нет достаточно мощного промежуточного слоя, нет достаточно развитых сословий, которые могли бы быть основой для наведения мостов между ними.
В расколотом обществе Элита правящая оторвана от народа прежде всего из-за слабости массового государственного сознания, в силу традиционной опасности своими действиями, своим существованием вызвать в массовом сознании в кризисной ситуации дискомфортно состояние, стимулировать удар косой инверсии. В связи с этим отношение Элиты правящей и народа немыслимо без идеологии, которая пытается истолковать государственность в представлениях массового сознания (например, царь - это патриархальный батюшка). Это заставляет Элиту правящую жить двойной жизнью, говорить на эзотерическом и экзотерическом языке.

Культурный облик Элиты правящей в условиях глобального инверсионного цикла оказывается под влиянием двух в известном смысле противоположных факторов.
С одной стороны, Элита правящая развивается под воздействием массового сознания, являющегося носителем традиционалистского менталитета при возрастании влияния умеренного утилитаризма.
С другой стороны, Элитой правящей движет жизненная потребность в культивировании культуры, обеспечивающей государственность и модернизацию, что неизбежно толкает ее к либеральным ценностям, к высшей культуре, которая постоянно перерабатывается, превращается в средство решения проблем расколотого общества.
Соотношение между этими элементами постоянно изменялось.
В первом поколении Элиты правящей господствовали представления о победе рабочего класса, наследника мировой культуры и техники, носителя народовластия. Здесь скрывалось стремление использовать западную буржуазную культуру (впрочем, при одновременном избиении ее носителей).
Однако поднявшаяся по капиллярам власти та часть народных сил, которая оказалась способной к организационной работе, несла в себе архаику, феодальные ценности, ограниченные, однако, сохранением ценностей государственности. Это привело к созданию высшего руководства в культурном отношении близкого к субкультуре архаичного локального мира, но не тождественного ей.
На этапе перестройки господствующее влияние приобрела либеральная культура. При этом остро встала проблема синтеза ее ценностей с ценностями массового сознания.
Важнейшей проблемой, составляющей элемент решения Элитой правящей медиационной задачи, является постоянная интерпретация туманного содержания массового сознания, прежде всего направленности массовых инверсий, прогноз развития нравственных идеалов. Ошибки в этой области могут обернуться катастрофой.

Элиты правящие являются закрытыми, поэтому со временем они приходят к упадку.
Перевороты, революции – это и есть смена элит, когда на место Элиты правящей приходит контрэлита.
Яндекс.Метрика