Пояснения:
Сущность Эгоизма выводили либо из природы человека, его стремления к счастью (эвдемонизм), наслаждению и удовольствию (гедонизм); либо из потребности получить общественное признание (утилитаризм и прагматизм); либо из совокупности этих факторов (теории «Эгоизма разумного»).
Эгоизм является порождением природного инстинкта самосохранения; необходимость Эгоизма обусловливается ценностью жизни. Он коренится в условиях жизни людей и зависит от уровня их культуры, образования, воспитания.
С одной стороны, Эгоизм - неотъемлемое и важнейшее свойство человеческой натуры, как одна из основных побудительных (движущих) сил всех её нравственных поступков, управляющих поведением человека, как способ обретения человеком своей сущности, самоутверждения и вообще как рычаг развития человечества. Он необходим для осознания и реализации ценностей, заложенных в личности, для исполнения морального долга, состоящего в доведении до наибольшего совершенства собственных задатков и способностей.
Личная заинтересованность присуща каждому поступку человека, так как выбор всегда совершается им самим при любых обстоятельствах и любом принуждении извне. Легко показать, что за каждым вроде бы возвышенном мотивом может стоять эгоистичное побуждение. В этом смысле абсолютно неэгоистичный поступок психологически невозможен. Некоторые люди на этом основании убеждены, что все люди в конечном итоге заботятся только о себе.
Человек, руководствуясь расчетом, стремится к удовлетворению своих потребностей, поступая так, как лично ему выгоднее и приятнее поступать, избегая всего невыгодного и неприятного. Заботы человека о себе самом, о реализации себя как личности вполне естественны и оправданы, до тех пор, пока они не идут в ущерб другим людям.
С другой стороны, Эгоизм - одна из форм индивидуализма (наиболее открытое его проявление), доходящего до эгоцентризма, утверждающего абсолютное превосходство собственного Я над другими. Сознательная приверженность Эгоизму, как псевдонравственному принципу, вырождается в аморализм.
Эгоизм глубоко антигуманистичен. Поэтому, хотя иногда в это понятие вкладывался и некий положительный смысл, как моральное качество Эгоизм обычно оценивается отрицательно. Эгоизм осуждается в нравственном плане и с точки зрения цели достижения общественного благополучия.
Моралисты говорят об Эгоизме, как о дурной привычке.
Эгоизм не в том, что человек живет, как хочет, а в том, что он заставляет других жить по своим принципам.
Эгоизм может быть явным, открытым и скрытым, замаскированным (например, под накидкой заботы или любви), импульсивным и осознанным, дальновидным и нет. Эгоизм может быть моментом поведения, чертой личности и собственно Эгоизмом.
Эгоизм может иметь семейный, этнический, экономический, групповой, государственный, религиозный, национальный, классовый (и другие формы) характер.
Эгоизм проявляется в себялюбии, корыстолюбии, тщеславии
(стремлении добиться успеха, славы, вызвать всеобщее восхищение), честолюбии (жажде первенства и признания), попытках реализовать право на счастье и самовыражение, равнодушии к окружающим людям и пренебрежении их интересами, отношении к другому человеку, как к объекту и средству для достижения личных (своекорыстных) целей.
Развитие Эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности является следствием серьезных дефектов воспитания. Если практика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм, то у ребёнка может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчёт лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр.
Эгоизм становится недопустимым с этической точки зрения, когда чужой жизни и чужой личности придается меньше значения, чем собственной, когда попираются права других.
В зрелом возрасте концентрация на своём Я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или социальной группе может привести к отчуждению, как переживанию человеком (субъектом) одиночества во враждебном ему мире.
Предотвращение развития Эгоизма в решающей степени зависит от умелого учёта родителями и педагогами индивидуальных особенностей ребёнка, включения его в гармоничные отношения со взрослыми и сверстниками. Естественное, присущее природе человека моральное качество Эгоизма может и должно быть компенсировано участливым отношением к другому человеку, различными формами нравственной взаимности, пониманием.
Преодоление Эгоизма возможно в процессе гуманизации общественных отношений, просвещения, нахождения компромисса между различными несовпадающими интересами людей на основе высшего закона мудрости «Делай другим то, чего желаешь себе». Эгоизму противопоставляются принцип коллективизма и сознательного служения людям, обществу, предпочтение общественных интересов личным, заботу о людях, товарищескую взаимопомощь. Преодолению Эгоизма способствует создание атмосферы непримиримости ко всем его проявлениям.
Эгоизм наиболее характерен для частнособственнических отношений, которые наиболее развиты в буржуазном обществе. Для капиталиста частное предпринимательство, подчиненное сугубо своекорыстным, эгоистическим целям, в сущности, является единственной формой, в какой он может участвовать в общественно полезной деятельности. Поэтому буржуа, с одной стороны, культивирует в себе Эгоизм, а, с другой стороны, представляет свое накопительство как благодеяние, оказываемое им обществу. На этой почве возникают даже этические теории о полезности Эгоизма. Отношения капитализма формируют эгоистическую психологию не только у господствующего класса, но и в значительной мере у мелкой буржуазии и даже у трудящихся. Проповедь Эгоизма и приверженность ему принимают отчетливо выраженный аморальный характер.