Я
(от лат. ego - я; англ. ego; нем. Ego (ich))

1. Один из элементов человеческой психики, выполняющий роль посредника как между внешним и внутренним миром, так и между Ид и Супер-эго.

2. Особая дифференцированная часть Оно, которая происходит от первых объектных привязанностей Оно, т.е. от комплекса Эдипа, связанная с сознанием и олицетворяющая то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность Оно, содержащим страсти.

3. Совокупность организованных сил, которая контролирует слепые, бессознательные силы Оно и пытается привести их в известное соответствие с требованиями внешнего мира путем расположения душевных явлений во времени и осуществлению над ними контроля реальности.

4. Способность видеть своё отличие от других.

5. Субъект, противостоящий не-Я - объекту.

6. Сфера личности, характеризующаяся внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности.

7. Та часть личности, которая функционирует в прямом контакте с действительностью, стремясь управлять запросами Оно в соответствии с суждениями Супер-эго  (сверх-Я) и с пониманием  реального мира.

8. Та часть Оно, которая видоизменилась под непосредственным влиянием внешнего мира.

9. Та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия.

10. Термин, принятый для обозначения точки отсчета родства.

11. Центр сознания и самосознания.

12. Часть личности, имеющая отношение к объектам и/или конституирующаяся посредством интроекции.

13. Часть личности, постигаемая в качестве опыта оставаться самим собой или Я индивида.

14. Часть психического аппарата, выделившаяся в процессе эволюции из Оно (под влиянием внешнего мира).

15. Эмпирическое Я, идентичное сознанию и его процессам.

16. Я, как равновесие между сверх-Я (социальное сознание) и Оно (физические наклонности, индивидуальные желания).
Пояснения:
Эго образовалось как модификация части Оно (Ид), целесообразно измененной под влиянием грозящего опасностями внешнего мира.

Эго является организованной, осознаваемой частью психики, центром сознания, живущего в соответствии с принципом реальности (действительности). Эго соответствует реальной личности, определенной форме отношения субъекта с миром и другими людьми.
Несмотря на непосредственную связь с сознанием, выступая «модифицированной» и обособленной частью Оно, Эго остается в основном бессознательным и частично предсознательным, а «ядро» Эго всегда является бессознательным.
 
Эго черпает свою энергию в Оно, под давлением которого Эго должно проводить в жизнь его намерения, способствовать удовлетворению сексуальных, агрессивных и прочих влечений. Выполняя эту функцию, Эго вынуждено наблюдать за внешним миром, формировать его правильный образ, удаляя из этой картины все добавления и искажения, идущие от внутренних источников возбуждения. В результате принцип удовольствия, который безраздельно господствует в Оно, замещается принципом реальности, обещающим большую надежность и успех.

Эго создает защитные механизмы и обеспечивает непрерывность и последовательность поведения, реализуя личную точку отсчета, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением).

При построении реальной картины мира Эго взаимодействует с системой восприятия, дающей представления о времени. Кроме того, в отличие от Оно Эго стремится к синтезу своих содержаний. Развитие личности идет от восприятия влечений к овладению ими и проявляется в действиях индивида, основанных на здравом смысле и благоразумии. На этом пути во взаимоотношениях Эго и Оно могут возникать осложнения, обусловленные необходимостью учитывать требования Сверх-Я (Супер-эго) и внешнего мира, несовместимые с требованиями Оно. В этой ситуации Эго часто не справляется со своей задачей и реагирует появлением страха.

Стремясь посредничать между Оно и реальностью, Эго часто переводит бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывает конфликты Оно с реальностью. В то же время Эго находится под контролем Сверх-Я, предписывающим Эго определенные нормы поведения и наказывающим в случае непослушания чувством неполноценности и сознания вины. Если Эго вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх перед реальным миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей Оно.

Представление о собственном Эго развивается у ребенка из первоначального отличения собственного тела от всего прочего мира, и в дальнейшем Эго «всегда остается масштабом, которым оценивается мир».
 
Важнейшим успехом развития Эго полагается переход от принципа удовольствия к принципу реальности: именно благодаря этому Эго оказывает существенное воздействие на поведение и жизнь человека.

Терапевтические усилия психоанализа направлены на то, чтобы сделать Эго более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые области Оно и тем самым укрепить Эго.
Яндекс.Метрика